Оба звука встречаются в начале, середине и в конце слога.
Напряженный долгий [ Ø :] (ein langer geschlossener labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal ) является лабиализованным гласным переднего ряда, среднего подъема. При образовании звука губы округляются и сильно вытягиваются вперед как при произнесении звука [о:], а язык занимает положение, как для произнесения [ e :]. Кончик языка прижат к нижним зубам. Нёбная занавеска поднята, не закрывая полностью носовую полость.
Ненапряженный краткий [œ] (ein kurzer offener labialisierter mittelhoher Vorderzungenvokal ) является лабиализованным гласным переднего ряда, среднего подъема. Произносится так же как [ Ø :] , но с меньшим напряжением и меньшим подъемом языка. Губы меньше вытягиваются вперед, раствор рта становится больше. Кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята.
2.8. Дифтонги (Diphthonge ) [ ], [ ], [ ]
Дифтонг [ ] пишется как ei , a i , e у, ау и встречается во всех позициях.
При произнесении дифтонга [ ] [а] к артикуляции краткого напряженного закрытого [е]. Переход от одного компонента дифтонга к другому происходит быстро с нисходящим движением тона и уменьшением силы звука. Дифтонг [ ] характеризуется как нисходящий, краткий.
Дифтонг [ ] пишется как аи, ow , ои и встречается в начале, середине и в конце слова.
При произнесении дифтонга [ ] происходит скользящий переход от артикуляции ударного краткого [а] к артикуляции краткого напряженного закрытого [о] Переход от одного компонента дифтонга к другому происходит быстро с нисходящим движением тона, уменьшением силы звук и напряжения. Дифтонг [ ] характеризуется как нисходящий краткий. Второй компонент дифтонга [о] сохраняет свой признак лабиализованности.
Дифтонг [ ] пишется как е u , ä u , oi , oy , и может стоять в начале, середине и в конце слога.
При произнесении дифтонга [ ] происходит скользящий переход от артикуляции ненапряженного краткого [ ] к артикуляции напряженного краткого [ Ø ]. Переход от одного компонента дифтонга к другому происходит быстро с нисходящим движением тона и уменьшением силы звука. Типичное для [ Ø ] округление губ, при произнесении дифтонга, происходит в незначительной мере. Дифтонг [ ] характеризуется как нисходящий, краткий. Ударение падает на первый компонент дифтонга.
2.9. Неслоговые гласные (unsilbische oder Halbvokale )
Сверхкраткие гласные [ i ], [ u ], [ o ], [ y ]
Сверхкраткие гласные [ i ], [ u ], [ o ], [ y ] (ü berkurze unsilbische Vokale ) неслоговые, они сами не образуют слога, а употребляются передслоговым гласным и относятся с ним к одному слогу. По своей артикуляции они сходны ссоответствующими закрытыми долгими [ i :], [ u :], [о:], [у:], но имеют менее определенный, неясный тембр. По качеству гласные [ i ], [ u ], [ o ], [ y ] закрытые, по длительности - сверхкраткие.
В русском языке сверхкраткие гласные отсутствуют.
В немецком языке сверхкраткие гласные [ i ], [ u ], [ o ], [ y ] встречаются только в заимствованных словах перед другими гласными, относящимися к тому же слогу, например: die Union ["uni o:n], Guido , die Toilette , das Etui [ / ety i:].
2.10. Редуцированный гласный [ ɐ ] (вокализованное [ r ])
Редуцированный гласный [ ɐ ] (ein vokalisierter Ö ffnungslaut , ein halboffener Zentralvokal (ein silbischer Laut ), это темный гласный среднего ряда нижнего подъема. Это позиционно-обусловленный вариант согласной фонемы [ r ]. Гласный [ ɐ ] имеет неопределенное звучание, среднее между звучанием безударных гласных [ ɐ ] и [а]. Челюстной угол и положение губ при его артикуляции в потоке речи зависят от звукового окружения.
Гласный [ ɐ ] может быть слоговым, например, der Vater , и неслоговым [ ɐ ] , например, werden , die Ühr [ / u:ɐ].
В русском языке сходного звука нет, в немецкий язык он сравнительно недавно заимствован из английского и сейчас широко распространен в определенных позициях.
§ 3.
Классификация согласных звуков
Klassifikation der deutschen Konsonanten
Глоссарий
согласные |
Konsonanten |
Звуки речи, при артикуляции которых поток воздуха в ротовой полости наталкивается на преграду и разрывает её или проходит через щель |
звонкие |
stimmhaft |
Согласные, при артикуляции которых наблюдается вибрация голосовых связок |
глухие |
stimmlos |
Согласные, при артикуляции которых отсутствует вибрация голосовых связок |
губные (лабиальные ) |
Звуки, артикулирующиеся при помощи губ |
|
язычные |
Zungenk onsonanten |
Звуки, артикулирующиеся при помощи языка |
ларингальный |
laryngal |
Звук [ h ] , артикулирующийся при помощи гортани |
сонорность |
Sonorität |
|
аффрикаты |
Affrikaten |
Тесное сочетание смычно-взрывного и щелевого звука, которые имеют либо одинаковое, либо соседнее место образования |
геминация |
Gemination |
Сталкивание двух одинаковых по месту и способу образования согласных |
ассимиляция |
Assimilation |
Артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания |
придыхание |
Behauchung oder Aspiration |
Свойство конечной фазы артикуляции глухих согласных следствием усиленного выдоха, шума |
палатализация |
Palatalisierung |
Смягчение согласных [ k ], [ g ], [ŋ] под влиянием не только последующих гласных переднего ряда, но и предшествующих гласных |
Артикуляционным свойством согласных является обязательное наличие преграды в речевом тракте. С акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль играют шумовые источники.
Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков.
1. Активный действующий орган, образующий преграду. (artikulierendes Organ) По этому признаку согласные делятся на:
- губные (лабиальные): [р]; [ b ]; [ m ];
- губно-зубные: [ f ]; [ v ]; [ ];
- переднеязычные: [ s ]; [ z ]; [ ]; [ t ]; [ d ]; [ n ]; [ I ]; [ r ]; [ ʃ ]; [ӡ]; [ ];
- среднеязычные: [ç]; [ j ];
- заднеязычные: [ k ]; [ g ]; [ŋ];
заднепалатальные: [x]; [R];
ларингальный (гуттуральный): [h].
2. Способы образования преграды. (Artikulationsart ). Если проход воздушной струи по речевому тракту прекращается полностью, то образуются смычные согласные, которые могут быть:
- взрывными (если смычка раскрывается мгновенно): [ p ]; [ t ]; [ k ]; [ b ]; [ d ]; [ g ];
- аффрикатами (если после смычки артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение): [ ]; [ ]; [ ].
Если преграда лишь сужает речевой тракт, то образуются щелевые согласные: [ f ]; [ s ]; [ x ]; [ g ]; [ h ]; [ v ]; [ z ]; [ӡ]; [ j ]; [ ʃ ] .
При вибрации активного действующего органа образуются дрожащие согласные (вибранты): [г]; [ʀ].
Поведение голосовых связок (Sonorit ä t ). Если голосовые связки при образовании согласных сведены, напряжены и находятся в состоянии колебания, образуются звонкие согласные, если разведены и не участвуют в артикуляции - глухие.
Положение мягкого нёба (Artikulationsstelle ). При поднятом мягком нёбе, закрывающем проход воздуха в полость носа, образуются ротовые согласные, при опущенном - носовые: [ m ]; [ n ]; [ŋ].
Могут учитываться и другие свойства артикуляции. Так, с точки зрения пассивного действующего органа, перечисленные выше согласные можно охарактеризовать как: дентальные (зубные), альвеолярные (надзубные), палатальные (среднеязычные), велярные (заднеязычные).
По месту прохождения воздушной струи при артикуляции согласные можно характеризовать как срединные и боковые [ l ].
При акустической классификации учитывается сила шумовых составляющих, поэтому согласные разделяются на шумовые и сонорные. У сонорных согласных тон преобладает над шумовыми составляющими, поэтому артикуляционно-сонорные являются больше согласными, а по акустическим характеристикам они ближе к гласным.
В немецком языке, как и в русском, согласные чередуются по глухости и звонкости: [р] - [ b ]; [ t ] - [ d ]; [ k ] - [ g ]; [ f ] - [ v ]; [ s ] - [ z ] ; [ʃ] - [ӡ]; [ç] - [ j ]. Однако в отличие от русского языка, в немецком отсутствуют понятия твердости и мягкости, т.е. немецкие согласные не смягчаются, кроме [ k ], [ g ], [ŋ], под влиянием гласных переднего ряда.
3.1. Согласный r и его варианты
Согласный r имеет три формы артикуляции и в зависимости от них может выступать как:
увулярный (язычковый) дрожащий согласный [ r ];
велярный (заднеязычный) шумный согласный [ʀ];
переднеязычный дрожащий согласный [г].
Наиболее часто встречающейся формой согласного r является велярный шумный [ r ] . В орфографии он пишется как r , rr , rh , rrh .
При образовании звука кончик языка касается нижних зубов. Задняя часть спинки языка приподнимается к задней части мягкого нёба и образует щель, проходя через которую поток выдыхаемого воздуха производит шум. Нёбная занавеска поднята. Раствор рта и форма губ определяются предшествующим или последующим гласным. Звук артикулируется ненапряженно, по качеству близок к заднеязычному звуку [ x ].
В немецком языке сосуществуют три свободно-факультативных варианта фонемы [г] :
переднеязычный сонорный вибрант [ r ];
увулярный сонорный вибрант [ ʀ ];
заднеязычное звонкое щелевое [ ʁ ].
До 1957г. по нормам немецкого литературного произношения было обязательным произнесение переднеязычного [ r ] , хотя увулярное [ R ] уже было широко распространено. В 1957г. увулярное [ R ] было признано нормой.
В настоящее время доминирует щелевое [ ʁ ] , вытесняя увулярный вибрант. Переднеязычный вибрант [ r ] встречается редко.
При артикуляциипереднеязычного вибранта [ r ] (ein sonorer Z ä pfchen - Gaumen - Engelaut ) кончик языка вибрирует у альвеол, образуя попеременно, то смычку, то щель. Число вибраций равно 1-2. При произнесении [ r ] голосовой тон преобладает над шумом, что создает сонорность согласного. Немецкое [ r ] звучит менее раскатисто, чем русское [р] , из-за меньшего числа вибраций.
При произнесенииувулярного вибранта [ R ] (ein sonorer uvular - postdorsaler Schwinglaut (Vibrant )) задняя спинка языка поднята к мягкому нёбу. Язычок вибрирует у задней спинки языка, образуя попеременно то смычку, то щель. При произнесении [ R ] тон голоса преобладает над шумом, создавая сонорность согласного.
Артикуляция щелевого заднеязычного [ ʁ ] (stimmhafter Zungenspitzen ) близко к звуку [х]. Оно имеет то же место и способ образования, что и глухой заднеязычный щелевой согласный [х] , т. е. мягкое нёбо опущено и образует щель у приподнятой задней спинки языка. Звуки [х] и [ ʁ ] отличаются друг от друга лишь участием голоса. При артикуляции [ʁ ] голосовые связки вибрируют, а при [х] голосовые связки пассивны. Таким образом [ ʁ ] - звонкий, а [х] - глухой согласный.
Позиционные условия употребления [г], [ R ] и [ʁ ]
Немецкие согласные [ r ], [ R ] и [ ʁ ] произносятся:
1) в начале слова и слога перед гласными, например: das Rad, waren;
2) в середине слова:
а) после согласного, например: bringen;
б) перед согласным после краткого гласного, например: der Berg, das Werk, warten;
3) в конце слова после краткого гласного, например: starr, der Herr.
3.2. Взрывные согласные [ b ]; [ p ]; [ d ]; [ t ]; [ g ]; [ k ]
Звонкий [ b ] пишется как b , bb .
Глухой [р] пишется как р, рр, а также как b или bb .
Звонкий [ d ] пишется как d , dd .
Глухой [ t ] пишется как t , th , tt , dt , d .
Звонкий [ g ] пишется как g , gg .
Глухой [ k ] пишется как k , с k ; ch , с, qu , kv , х, ks , g , gg .
Согласный [ b ] (ist ein stimmhafter bilabialer Verschlusssprenglaut ) является губным, взрывным, звонким. При произнесении звука губы образуют смычку, степень вытягивания губ определяется предшествующим или последующим ударным гласным. Звук звонкий, кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска поднята. Мускульное напряжение незначительно.
Согласный [р] (ist ein stimmloser bilabialer Verschlusssprenglaut ) является губным, взрывным, глухим. Произносится так же как [ b ], но без голоса. Губы сжимаются плотнее. Мускульное напряжение сильнее. В определенных позициях произносится с придыханием.
Согласный [ d ] (ist ein stimmhafter alveolar - koronaler Verschlusssprenglaut ) является альвеолярным, взрывным, звонким. При произнесении звука губы и рот слегка раскрываются. Форма губ определяется соседним ударным гласным. Передняя часть спинки языка образует с верхним краем верхних зубов и альвеолами смычку. Нёбная занавеска поднята и закрывает носовую полость. Звук произносится звонко. Мускульное напряжение небольшое.
Согласный [ t ] (ist ein stimmloser alveolar - koronaler Verschlusssprenglaut ) является альвеолярным, взрывным, глухим. Образуется как [ d ], но без голоса. Произносится с большим напряжением и придыханием в определенных позициях.
Согласный [ g ] (ist ein stimmhafter velarer Hinterzungen - Verschlusssprenglaut ) является заднеязычным, задненёбным, взрывным, звонким. Образуется при смыкании задней части спинки языка с мягким нёбом. Кончик языка у нижних зубов. Нёбная занавеска поднята и закрывает носовую полость. Раствор рта и форма губ определяется звуковым окружением. Мускульное напряжение слабое.
Согласный [ k ] (ist ein stimmloser velarer Hinterzungen - Verschlusssprenglaut ) является заднеязычным, задненёбным, взрывным, глухим. Образуется как [ g ] , но с большей напряженностью, мощным выдохом и сопровождается придыханием.
3.3. Ротовой сонорный согласный l [ l ]
Сонорный [ l ] пишется как l и ll . Стоит в начале слова и слога, а также в конце слога и слова.
Сонорный [ l ] (ein sonorer l ateraler Zahndamm - Vorderzungen - Verschluss ö ffnungslaut (alveolar - koronal )) является латеральным (боковым), переднеязычным, напряженным, стабильным согласным. При произнесении кончик языка прижат к верхним зубам и нижнему краю альвеол, края языка опускаются и воздушная струя проходит по краям полости рта. Мягкое нёбо поднято. Звук плавный. В отличие от русского немецкий сонорный [ l ] произносится не твердо и не мягко.
3.4. Носовой сонорный согласный m [ m ]; n [ n ]; [ŋ]
Носовой сонорный [ m ] пишется как m и mm , при этом m стоит во всех позициях, т.е. в начале, середине и в конце слова, а mm встречается лишь в середине и в конце слова.
Носовой сонорный [ n ] пишется как n и nn , причем n встречается в начале, середине и в конце слова, а nn встречается в середине и в конце слова.
Носовой сонорный [ŋ] пишется как ng и nk (в определенных буквосочетаниях), причем ng произносится как [ŋ], а nk - как [ŋ k ], если между двух графем нет словообразующей границы. В том случае, если графемы находятся на границе словообразования, они произносятся раздельно: an|geben, an|kommen, ein|gehen.
Губной носовой сонант [ m ] (ein sonorer bilabialer Verschluss ö ffnungslaut ) артикулируется при образовании смычки верхней и нижней губ. Нёбная занавеска опущена так, чтобы воздушная струя могла проходить через носовую полость. Кончик языка касается нижних зубов. Звук сонорный и образуется с небольшим мускульным напряжением. Форма губ определяется последующим гласным.
Переднеязычный альвеолярный носовой сонант [ n ] (ein sonorer alveolar - koronal er nasaler Verschluss ö ffnungslaut ) образуется при смыкании передней части спинки языка с краем верхних зубов и альвеолами. Нёбная занавеска опущена, воздушная струя проходит и через носовую полость. Раствор рта и форма губ зависят от звукового окружения. Звук сонорный и произносится с небольшим мускульным напряжением.
Заднеязычный задненебный носовой сонант [ŋ] (ein sonorer velar - postdorsaler Verschluss ö ffnungslaut ) образуется путем подъема средней и задней частей языка к мягкому нёбу и образования там смычки. Небная занавеска опущена, и выдыхаемая струя воздуха проходит через носовую полость. Кончик языка касается нижних зубов. Раствор рта и форма губ определяются последующим гласным. Звук произносится с небольшим мускульным напряжением.
3.5. Щелевой согласный h [ h ]
Щелевой согласный [ h ] пишется как h . Звук произносится:
1) при написании h перед ударным гласным в начале корня: halten, gehalten, behalten, anhalten;
2) в приставках her- и hin-: herkommen, hinlegen;
3) в суффиксах -haft, -haftig и -heit: lebhaft, teilhaftig, Krankheit.
Буква h не произносится, если является:
1) последним сегментом корня и стоит перед редуцированным e
Задания школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников
по биологии 2014 года
для 11 класса
Задание 1. Заданиевключает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос необходимо выбрать только один ответ, который является наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа нужно внести в матрицу ответов. За каждый правильный ответ участник олимпиады получает по 1 баллу.
Соплодие характерно для
1) банана 2) груши 3) ананаса 4) айвы
2. Закон Харди-Вайнберга описывает
механизм естественного отбора у насекомых
условия, в которых популяция достигает генетического равновесия
максимально возможный размер генома у эукариот
механизм генетических рекомбинаций у эукариот
3 Для каких организмов характерно хемотрофное питание
4. Вириоиды – это
мертвые вирусы
вирусы, сконструированные методами нанотехнологии
маленькие геномы, состоящие из РНК
мутированные клетки
5. К концентрационной функции живого вещества биосферы относят
образование озонового экрана
накопление СО2 в атмосфере
образование кислорода при фотосинтезе
способность хвощей накапливать кремний
6. Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха будет разрушаться витамин
А 2) В6 3) С 4) Е
7. Образование хлоропластов растений в процессе эволюции в результате внедрения в
первичную эукариотическую клетку цианобактерий рассматривает гипотеза
1) симбиогенеза 2) витализма 3) панспермии 4)креационизма
8. Бессмертие раковых клеток означает, что
1) их нельзя убить 2) они становятся независимыми организмами
3) они могут делиться бесконечно 4) они могут заражать другие организмы
9. Сохранения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием
1) дрейфа генов 2) движущей формы отбора
3) стабилизирующей формы отбора 4) мутационного процесса
10. Для насекомых характерно
1) полость тела – миксоцель 2) дыхание осуществляется легкими и трахеями
3) сердце находится в груди 4) выделительная система представлена зелеными железами
11. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами
1) гликогена и крахмала 2) ДНК и АТФ 3) белков и липидов 4) клетчатки и глюкозы
12. Количество групп сцепления генов в хромосомах организма зависит от числа
1) пар гомологичных хромосом 2) аллельных генов 3) доминантных генов 4) молекул ДНК в ядре
1) отсутствует семенная кожура 2) листья видоизменены в иголки
3) семена лежат открыто на чешуйках 4) семена расположены в сухих плодах
14. Две полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК соединяются … связями
1) пептидными 2) водородными 3) ковалентными 4) дисульфидными
15. В процессе гликолиза в клетках растений образуется
1) глюкоза 2) пировиноградная кислота 3) молочная кислота 4) крахмал
16. Для речного рака характерно все, кроме
1) фасеточные глаза 2) две пары челюстей 3) три пары ногочелюстей
4) органы равновесия и слуха располагаются в основном членике антенул
17. Полное превращение характерно для
1) кузнечика 2) пилильщика 3) стрекозы 4) медведки
18. Функцией печени не является
1) выработка ферментов 2) запасание животного крахмала - гликогена
3) обезвреживание ядовитых веществ 4) образование желчи
19. Гуттация – это
1) сила, которая участвует в передвижении воды по ксилеме
2) выведение воды в виде капель жидкости на поверхности растения
3) выведение воды в виде пара
4) нарушение непрерывности столба сока
20. У отца группа крови АВ, а у матери – А.Все возможные группы детей
1) II 2) II иIII 3) II, III, IV 4) I. II, III, IV
21.Чужеродное вещество, вызывающее образование антител называется
1) иммуноглобулином 2) антигеном 3) фагоцитом 4) лимфоцитом
22. Растения, предпочитающие влажные места обитания и с высокой влажностью воздуха
1) гидатофиты 2) гидрофиты 3) гигрофиты 4) склерофиты
23.Клетки эукариот, в отличие от клеток прокариот, содержат
1)рибосомы 2)митохондрии 3)аденозинтрифосфорную кислоту 4)дезоксирибонуклеиновую кислоту
24. Впервые в эволюции пищеварение становится не циклическим, а непрерывным у
1) кишечнополостных 2) плоских червей 3) круглых червей 4) кольчатых червей
25. Все многообразие аминокислот, входящих в состав белков, кодируют
1) 20 кодовых триплетов 2) 64 кодовых триплета 3) 61 кодовый триплет 4) 26 кодовых триплетов
26. Какой процесс является причиной расширения площади пустынь в биосфере
1) обеднение почв минеральными веществами 2) усиление парникового эффекта
3) активное расселение людей по планете 4) сокращение территорий, занятой лесами
27. Зимостойкость растений повышается при накоплении в клетках
1) крахмала 2) жиров 3) сахаров 4) минеральных солей
28. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения
1) мертвые 2) живые, только их ядра исчезают
3) живые, только их клеточные оболочки одревесневают
4) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки
29. Пищевые рефлексы (сосание, глотание, сокоотделение) осуществляютс нервными центрами, находящимися в…мозге
1) промежуточном 2) среднем 3) спинном 4) прдолговатом
30. Безъядерные эритроциты имеются в крови у
1) земноводных 2) пресмыкающихся 3) птиц 4) зверей
31. Тканью одного и того же типа образованы верхний слой кожи человека
1) кости 2) железы 3) мышцы 4) хрящи
Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. (2балла за каждый правильный ответ)
II. семена.
IV. гаметангии
V. цветки.
1) I, II 2) II, IV 3) II,V 4) IV,I
2. Основными законами эмбриологии являются
I. расщепления признаков
II. биогенетический
III. единообразия гибридов
IV. зародышевого сходства
V. независимого наследования
1) II, IV; 2) I, IV, V; 3) I, II, IV; 4) II, III, IV, V.
3. Во внутреннем ухе человека содержится ряд образований. Выберите правильный ответ, где указаны только те образования, которые действительно там находятся
II. кортиев орган
III. ушные косточки
IV. полукружные каналы
V. слуховая труба
1) II,V 2) I, III; 3) I, II;IV 4) III,IV, V.
4. Мочевина в организме человека образуется при распаде
II. белков
III. углеводов
IV. нуклеиновых кислот
V. витаминов
1) I, IV; 2) II,IV; 3) II,III,V; 4) III,IV, V.
5. Для фотосинтеза характерен набор процессов. Укажите верный ответ с таким набором
I. поглощается кислород
II. выделяется вода
III. происходит только в хлоропластах
IV. образуются органические вещества
V. выделяется энергия
1) II,III,IV 2) II,IV 3) I,III,V 4) III, V.
6. Для эвглены характерны органоиды
II. сократительная вакуоль
III. пелликула
IV. клеточный рот
V. хлоропласты
1) I,II,IV 2) I,III< IV,V 3) I,II,III 4) I,II,V.
7. Для осуществления свертывания крови необходимы следующие вещества
II. кальций
III. протромбин
IV.фибриноген
V. гепарин
1) I,IV 2) I,V 3) II,IV 4) III,V
8. В любой клетке фосфор входит в состав
I.рибосом
II. мембран
III. белков
1) I,II 2) II,IV 3) III,IV,V 4) I,II,IV,V
9. В составе луба встречается комплекс тканей
I. проводящая
II. покровная
III. основная
IV. образовательная
V. механическая
1) I,III,V 2) II,IV 3) I,V 4) III,V
10. Для земноводных характерны следующие признаки
I. имеют только легочное дыхание
II. имеют мочевой пузырь
III. продуктом выделения является мочевая кислота
IV. для взрослых особей характерна линька
V. нет грудной клетки
1) I,II 2) II,V 3) III, IV,V 4) IV, V
Задание3. Установите правильность суждений(1 балл за каждый правильный ответ).
47. Эволюция покрытосеменных растений тесно связана с эволюцией насекомых – опылителей.
48. Освоение новых сред обитания всегда сопровождается повышением уровня организации.
49. Запасные питательные вещества накапливаются в проводящей ткани.
50.Зародыш пшеницы содержит эндосперм.
51. Антеридии у мхов развиваются из тонкой зеленой нити, образующейся из споры.
52. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
53.Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка - финна.
54. Моллюски произошли от общих с кольчатыми червями предков.
55. Согласно теории Фишера: фермент – замок, субстрат - ключ.
56. Пиявки размножаются с метаморфозом.
57. У поджелудочной железы выделяют хвост, крючок, головку и тело.
58.В жизненном цикле мхов преобладает спорофит.
59. Родные мать и отец всегда могут быть донорами для своего ребенка.
60. Элементарная эволюционная структура – вид.
61. Грена – это коконы тутового шелкопряда.
Задание 4. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями заданий. За каждый правильный ответ участник получает 3 балла.
Матрица ответов на задания школьного этапа
для 11 класса
Всего 93 балла
Задание 1.
вопросов |
||||||||||
Задание 2. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Максимум 20 баллов.
Задание 3.
Задание 4.
Ответы на задания школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015 года
для 11 класса
Всего 77 баллов
Задание 1. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Максимум 31 балла
вопросов |
||||||||||
Задание 2. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Максимум 20 баллов.
Задание 3. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Максимум 12 баллов.
Задание 4. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Максимум 30 баллов.
ЕГЭ. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
1. В какой отдел кишечника открываются протоки печени и поджелудочной железы?
1) в желудок.
2) в двенадцатиперстную кишку.
3) печень - в двенадцатиперстную кишку, поджелудочная - в желудок.
4) в слепую кишку.
2. Какие вещества находятся в слюнной жидкости?
1) пепсин, трипсин 2) амилаза, мальтаза, лизоцим, птиалин
3) муцин, желчь, аспарагин 4) амилоза, амилопектин, лактоза
3. Что происходит в клетках с поступившими в них органическими веществами?
1) все они подвергаются гликолизу.
2) все они подвергаются окислению в митохондриях.
3) они подвергаются гликолизу и окислению.
4)часть подвергается гликолизу и окислению, часть является строительным материалом для биосинтеза веществ клетки.
4. Какие пищеварительные железы расположены за пределами пищеварительного тракта?
1) Кишечные железы, панкреатическая железа.
2) Железы желудка, печень, поджелудочная железа.
3) Печень, поджелудочная железа, три пары слюнных желез.
4) Все железы находятся в пределах пищеварительного тракта
5. Где находятся слюноотделительный центр и центр желудочного сокоотделения?
1) в промежуточном мозге. 2)в продолговатом мозге.
3) в среднем мозге. 4) в коре больших полушарий.
6. В какой отдел пищеварительной системы впадает общий желчный проток:
1) в тонкий кишечник 2) в толстый кишечник 3) в слепую кишку 4) в двенадцатиперстную кишку
7. Наиболее благоприятным режимом питания является
1) двухразовое питание 3) питание 4 раза в день
2) питание через каждые два часа 4) трехразовое питание
8. Функцию накопления желчи в клетке печени выполняет:
1) лизосома 2) вакуоль 3) комплекс Гольджи 4) цитоплазма
9. Углеводы в организме человека откладываются в запас в:
1) печени и мышцах 2) подкожной клетчатке 3) поджелудочной железе 4) стенках кишечника
10. Сквозная пищеварительная система впервые появляется у:
1) плоских червей 2) круглых червей 3) кольчатых червей 4) кишечнополостных животных
11. Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха быстро разрушается витамин:
1) А 2) B 6 3) C 4) D
12. При умственной работе в клетках мозга усиливается:
1) образование гликогена 2) накопление инсулина 3) энергетический обмен 4) пластический обмен
13. Личинка, из которой через 65 дней образуется взрослая аскарида, развивается:
1) двенадцатиперстной кишке 2) тощей кишке 3) подвздошной кишке 4) прямой кишке
14. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей, происходит в:
1) печени 2) почках 3) желудке 4) селезенке
15.
А) Желудок находится в грудной полости, над диафрагмой.
Б) Муцин способствует склеиванию пищевых частиц и образованию слизистого пищевого комка.
1) верно А 2) верно Б 3) оба варианта верны 4) оба варианта неверны
16. Какое вещество слюнной жидкости губительно действует на микроорганизмы?
1) амилаза 2) мальтаза 3) муцин 4) лизоцим.
17. Сколько молочных зубов возможно у человека?
1) 28 2) 20 3) 32 4) 30
18. Углеводы начинают расщепляться в:
1) ротовой полости 2) желудке 3) тонком кишечнике 4) толстом кишечнике
19. Белки начинают расщепляться в:
1) ротовой полости 2) желудке 3) тонком кишечнике 4) толстом кишечнике
20. Определите верность следующих суждений:
А) Ферменты слюны активно работают в слабощелочной среде.
Б) Ферменты желудкаактивно работают в кислой среде
1) верно А 2) верно Б 3) оба варианта верны 4) оба варианта неверны
21. Определите верность следующих суждений:
А) Расщепление жиров протекает под действием липазы.
Б) Желчь способствует лучшему расщеплению жиров
1) верно А 2) верно Б 3) оба варианта верны 4) оба варианта неверны
22. Максимальной энергетической ценностью обладает 1 г
1) говядины 2) сыра 3) сахара 4) масла
23. Снижение кислотности желудочного сока может повлечь
1) снижение секреции желчи 3) снижение активности фермента желудка
2) ослабление активности бактерий в желудке 4) улучшение переваривания белков
24. Наиболее эффективно всасывание воды происходит
1) в толстом кишечнике 3) в желудке 2 ) в ротовой полости 4 )в тонком кишечнике
25. Определите верность следующих суждений:
А) Для человека, как и для всех представителей типа Хордовые характерно то, что нервная и пищеварительная система закладывается в виде двух трубок, лежащих с разных сторон от хорды.
Б) Для человека, как и для всех представителей типа Хордовые характерно то, что шейном отделе семь позвонков.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения ошибочны
26. В клетках кожи может осуществляться синтез витамина
1) А 2) В 3 ) С 4 ) Д
27. Количество незаменимых аминокислот, необходимых для синтеза белков организма, равно:
1) 20 2) 10 3) сотни тысяч 4) 100
28. Установите соответствие между витамином и его характеристикой:
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИТАМИН
А) необходим для нормального роста и 1) А
развития эпителиальной ткани 2) В 2
Б) относится к группе водорастворимых витаминов
В) относится к группе жирорастворимых витаминов
Г) обеспечивает световое и цветовое зрение
Д) оказывает влияние на ЦНС, обмен белков,
жиров и углеводов
Е) входит в зрительный пигмент родопсин
29. Установите соответствие между витамином и проявлением гипо- или авитаминоза:
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИТАМИН
А) при авитаминозе наблюдается деформация костей, 1) В 1
развивается рахит 2) С
Б) при авитаминозе набухают и кровоточат десны, 3) D
выпадают зубы, развивается заболевание цинга
В) при авитаминозе наблюдается поражение нервной системы,
паралич конечностей и дыхательных мышц,
приводит к заболеванию бери-бери
Г) при авитаминозе наступает потеря сопротивляемости
к простудным заболеваниям
Д) при избытке происходит быстрое окостенение скелета
30. Установите соответствие между продуктами расщепления органических веществ и местом их расщепления.
ПРОДУКТЫ РАСЩЕПЛЕНИЕ МЕСТО РАСЩЕПЛЕНИЕ
А) крахмал расщепляются до глюкозы 1) РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ
Б) жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот 2) ТОНКИЙ КИШЕЧНИК
В) углеводы расщепляются до углекислого газа и воды 3) ЖЕЛУДОК
Г) белки расщепляются до аммиака, углекислого газа и воды 4) В МИТОХОНДРИЯХ
Д) жиры расщепляются до углекислого газа и воды
Е) белки расщепляются до аминокислот
31. Установите соответствие между заболеванием или отклонением от нормы в функционировании организма и витамином, при недостатке которого оно развивается:
ЗАБОЛЕВАНИЕ ВИТАМИН
А) цинга 1) А
Б) «куриная слепота» 2) В
В) бери – бери 3) С
Г) рахит 4) Д
Д) снижение иммунитета 5) Е
Е) преждевременное старение
32. Выпишите номера верных суждений:
1) в двенадцатиперстной кишке слабокислая среда, только в такой среде активны ферменты поджелудочной железы.
2) центры аппетита, насыщения и центр жажды находится в продолговатом мозге
3) барьерная роль печени заключается в обезвреживании ядовитых веществ и уничтожении вредных микроорганизмов.
4) в ротовой полости начинают перевариваться белки, жиры и углеводы.
5) желчь печени эмульгирует жиры, активирует липазу поджелудочной железы, желчь необходима для всасывания жирорастворимых витаминов А, D, Е, К, оказывает бактериостатическое действие на кишечную флору.
6) в желудке всасываются вода, алкоголь, витамин В 12 , некоторые лекарства.
33. Выберите общие признаки, характерные для человека и остальных представителей класса Млекопитающих.
1) длительность беременности у женских особей составляет около 280 дней
2) левая дуга аорты
3) наличие в костях костного мозга
4) сходство по резус-фактору
5) особая структура гортани, благодаря которой возможна членораздельная речь
6) две пары конечности рычажного типа
34. Установите соответствие систематической категории человека и ее обоснованием:
А) наличие в коже потовых и сальных желез 1) ХОРДОВЫЕ
Б) зрелые эритроциты безъядерные 2) МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
В) у зародыша имеется нерасчлененный на сегменты 3) ПРИМАТЫ
внутренний осевой скелет - хорда
Г) наличие щелей в пищеварительной трубке на
ранних этапах эмбрионального развития
Д) наличие ключицы, что обеспечивает высокую подвижность руки.
Е) наличие диафрагмы
35. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,5%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
36. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
37. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
38. Что изображено на рисунке? Что обозначено цифрами 1-6, буквами А, Б, В?
Всероссийская олимпиада школьников по биологии.
Школьный этап 11 класс.
Задание 1
Выберите один правильный ответ.
Соплодие характерно для
1) банана 2) груши 3) ананаса 4) айвы
2. Закон Харди-Вайнберга описывает
механизм естественного отбора у насекомых
условия, в которых популяция достигает генетического равновесия
максимально возможный размер генома у эукариот
механизм генетических рекомбинаций у эукариот
3 Для каких организмов характерно хемотрофное питание
4. Вириоиды – это
мертвые вирусы
вирусы, сконструированные методами нанотехнологии
маленькие геномы, состоящие из РНК
мутированные клетки
5 К концентрационной функции живого вещества биосферы относят
образование озонового экрана
накопление СО2 в атмосфере
образование кислорода при фотосинтезе
способность хвощей накапливать кремний
6. Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха будет разрушаться витамин
А 2) В6 3) С 4) Е
7. Образование хлоропластов растений в процессе эволюции в результате внедрения в
первичную эукариотическую клетку цианобактерий рассматривает гипотеза
1) симбиогенеза
2) витализма
3) панспермии
4)креационизма
8. Бессмертие раковых клеток означает, что
1) их нельзя убить
2) они становятся независимыми организмами
3) они могут делиться бесконечно
4) они могут заражать другие организмы
9. Сохранения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием
1) дрейфа генов
2) движущей формы отбора
3) стабилизирующей формы отбора
4) мутационного процесса
10. Для насекомых характерно
1) полость тела - миксоцель
2) дыхание осуществляется легкими и трахеями
3) сердце находится в груди
4) выделительная система представлена зелеными железами
11. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами
1) гликогена и крахмала
2) ДНК и АТФ
3) белков и липидов
4) клетчатки и глюкозы
12. Количество групп сцепления генов в хромосомах организма зависит от числа
1) пар гомологичных хромосом
2) аллельных генов
3) доминантных генов
4) молекул ДНК в ядре
1) отсутствует семенная кожура
2) листья видоизменены в иголки
3) семена лежат открыто на чешуйках
4) семена расположены в сухих плодах
14. Две полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК соединяются … связями
1) пептидными
2) водородными
3) ковалентными
4) дисульфидными
15. В процессе гликолиза в клетках растений образуется
1) глюкоза
2) пировиноградная кислота
3) молочная кислота
4) крахмал
16. Для речного рака характерно все, кроме
1) фасеточные глаза
2) две пары челюстей
3) три пары ногочелюстей
4) органы равновесия и слуха располагаются в основном членике антенул
17. Полное превращение характерно для
1) кузнечика
2) пилильщика
3) стрекозы
4) медведки
18. Функцией печени не является
1) выработка ферментов
2) запасание животного крахмала - гликогена
3) обезвреживание ядовитых веществ
4) образование желчи
19. Гуттация – это
1) сила, которая участвует в передвижении воды по ксилеме
2) выведение воды в виде капель жидкости на поверхности растения
3) выведение воды в виде пара
4) нарушение непрерывности столба сока
20. Генотип особи АаСс, гены АС и ас сцеплены, расстояние между ними 10 морганид. Она образует кроссоверных гамет
10% Ас и 10%аС
40% АС и 40% ас
5%Ас и 5% аС
45%АС и 45%ас
21. У отца группа крови АВ, а у матери – А.Все возможные группы детей
1) II
2) II иIII
3) II , III , IV
4) I . II , III , IV
22.Чужеродное вещество, вызывающее образование антител называется
1) иммуноглобулином
2) антигеном
3) фагоцитом
4) лимфоцитом
23. Самые крупные клетки крови
1) лимфоциты
2)моноциты
3) базофилы
4)нейтрофилы
24. Растения, предпочитающие влажные места обитания и с высокой влажностью восдуха
1) гидатофиты
2) гидрофиты
3) гигрофиты
4) склерофиты
25. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени у вида
1) бабочка – капустница
2) речной окунь
3) большая синица
4) бактерия кишечной палочки
26.Клетки эукариот, в отличие от клеток прокариот, содержат
1)рибосомы
2)митохондрии
3)аденозинтрифосфорную кислоту
4)дезоксирибонуклеиновую кислоту
27. Впервые в эволюции пищеварение становится не циклическим, а непрерывным у
1) кишечнополостных
2) плоских червей
3) круглых червей
4) кольчатых червей
28. Все многообразие аминокислот, входящих в состав белков, кодируют
1) 20 кодовых триплетов
2) 64 кодовых триплета
3) 61 кодовый триплет
4) 26 кодовых триплетов
29. Реакции цикла Кальвина происходят в
1) мембранах тилакоидов
2) в полости тилакоидов
4) и в тилакоидах, и в строме
30. Какой процесс является причиной расширения площади пустынь в биосфере
1) обеднение почв минеральными веществами
2) усиление парникового эффекта
3) активное расселение людей по планете
4) сокращение территорий, занятой лесами
31. Зимостойкость растений повышается при накоплении в клетках
1) крахмала 2) жиров 3) сахаров 4) минеральных солей
32. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения
1) мертвые
2) живые, только их ядра исчезают
3) живые, только их клеточные оболочки одревесневают
4) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки
33. Пищевые рефлексы (сосание, глотание, сокоотделение) осуществляютс нервными центрами, находящимися в…мозге
1) промежуточном 2) среднем 3) спинном 4) прдолговатом
34. Безъядерные эритроциты имеются в крови у
1) земноводных 2) пресмыкающихся 3) птиц 4) зверей
35. Тканью одного и того же типа образованы верхний слой кожи человека
1) кости 2) железы 3) мышцы 4) хрящи
Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. (2балла за каждый правильный ответ)
II. семена.
IV. гаметангии
V. цветки.
1) I , II 2) II , IV 3) II ,V 4) IV ,I
37. Основными законами эмбриологии являются
I. расщепления признаков
II. биогенетический
III. единообразия гибридов
IV. зародышевого сходства
V. независимого наследования
1) II , IV ; 2) I , IV , V ; 3) I , II , IV ; 4) II , III , IV , V .
38. Во внутреннем ухе человека содержится ряд образований. Выберите правильный ответ, где указаны только те образования, которые действительно там находятся
II. кортиев орган
III. ушные косточки
IV. полукружные каналы
V. слуховая труба
1) II,V 2) I, III; 3) I, II;IV 4) III,IV, V.
39. Мочевина в организме человека образуется при распаде
II. белков
III. углеводов
IV. нуклеиновых кислот
V. витаминов
1) I , IV ; 2) II ,IV ; 3) II ,III ,V ; 4) III ,IV , V .
40. Для фотосинтеза характерен набор процессов. Укажите верный ответ с таким набором
I. поглощается кислород
II. выделяется вода
III. происходит только в хлоропластах
IV . образуются органические вещества
V . выделяется энергия
1) II ,III ,IV 2) II ,IV 3) I ,III ,V 4) III , V .
41. Для эвглены характерны органоиды
I . стигма
II . сократительная вакуоль
III . пелликула
IV . клеточный рот
V. хлоропласты
1) I,II,IV 2) I,III< IV,V 3) I,II,III 4) I,II,V.
42.Для осуществления свертывания крови необходимы следующие вещества
I . калий
II . кальций
III . протромбин
IV .фибриноген
V . гепарин
1) I ,IV 2) I ,V 3) II ,IV 4) III ,V
43. В любой клетке фосфор входит в состав
I .рибосом
II . мембран
III . белков
IV. ДНК
V. РНК
1) I,II 2) II,IV 3) III,IV,V 4) I,II,IV,V
44. В составе луба встречается комплекс тканей
I . проводящая
II . покровная
III . основнаяч
IV . образовательная
V . механическая
1) I ,III ,V 2) II ,IV 3) I ,V 4) III ,V
45. Для земноводных характерны следующие признаки
I . имеют только легочное дыхание
II . имеют мочевой пузырь
III . продуктом выделения является мочевая кислота
IV . для взрослых особей характерна линька
V . нет грудной клетки
1) I ,II 2) II ,V 3) III , IV ,V 4) IV , V
Задание3. Установите правильность суждений(1 балл за каждый правильный ответ).
47. Эволюция покрытосеменных растений тесно связана с эволюцией насекомых – опылителей.
48. Освоение новых сред обитания всегда сопровождается повышением уровня организации.
49. Запасные питательные вещества накапливаются в проводящей ткани.
50.Зародыш пшеницы содержит эндосперм.
51. Антеридии у мхов развиваются из тонкой зеленой нити, образующейся из споры.
52. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
53.Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка - финна.
54. Моллюски произошли от общих с кольчатыми червями предков.
55. Согласно теории Фишера: фермент – замок, субстрат - ключ.
56. Пиявки размножаются с метаморфозом.
57. У поджелудочной железы выделяют хвост, крючок, головку и тело.
58.В жизненном цикле мхов преобладает спорофит.
59. Родные мать и отец всегда могут быть донорами для своего ребенка.
60. Элементарная эволюционная структура – вид.
61. Грена – это коконы тутового шелкопряда.
Задание4. Установите соответствие
Ключи 11 класс
13
26
2
51
нет
2
2
27
3
52
нет
3
4
28
3
53
нет
4
3
29
3
54
да
5
4
30
4
55
нет
6
3
31
3
56
нет
7
1
32
1
57
нет
8
3
33
4
58
нет
9
3
34
4
59
нет
10
1
35
2
60
нет
11
3
36
1
61
нет
12
1
37
1
62
да
13
3
38
3
63
нет
14
2
39
2
64
нет
15
2
40
1
65
1АБД 2Г 3В
16
4
41
2
66
1АБВ 2ГД
17
2
42
3
67
1АБГ 2ВД
18
1
43
3
68
1Г 2БД 3АВ
19
2
44
1
69
1АГ 2БВД
20
3
45
2
70
1БГД 2АВ
21
3
46
да
71
1АВД 2БГ
22
2
47
да
72
23
2
48
да
73
1АД 2БВГ
24
3
49
нет
74
25
4
50
Пищеварительная система
А1. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей, происходит в
Почках Печени Мочевом пузыре Поджелудочной железе
А2. Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках при
Окислении органических веществ Биосинтезе белка Расщеплении полимеров до мономеров Переносе питательных веществ кровью
А3. Недостаток или отсутствие в организме животного D приводит к нарушению обмена
Углеводов Кальция Жиров Белков
А4. Вход в органы дыхания человека во время проглатывания пищи закрывается
Слепой кишке Желудке Тонкой кишке Пищеводе
А6. Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха быстро разрушается витамин
А В6 С D
А7. Процесс расщепления крахмала до глюкозы в организме человека начинается в
Желудке Тонкой кишке Ротовой полости Толстой кишке
А8. В организме человека сложные углеводы под действием ферментов расщепляются на
Глицерин и жирные кислоты Глюкозу и другие простые сахара Аминокислоты Нуклеиновые кислоты
А9. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней
Вырабатывается желчь Глюкоза превращается в гликоген Обезвреживаются ядовитые вещества Белки могут превращаться в жиры и углеводы
А10. Какую роль в пищеварении человека играет желчь?
Расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты Активизирует ферменты, эмульгирует жиры Расщепляет углеводы до углекислого газа и воды Ускоряется процесс всасывания воды
А11. Чёрный хлеб является для человека источником витамина
А В С D
А12. Желчь образуется в
Желчном пузыре Железах желудка Клетках печени Поджелудочной железе
А13. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание
Сахарный диабет Цинга Бери-бери Рахит
А14. Если регулярно употреблять горячую пищу после холодной, то может
Усилиться выделение желудочного сока Уменьшиться количество выделяемой слюны Нарушиться ткань десен и расшатаются зубы Потрескаться эмаль зубов
А15. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет
Крахмал Липиды Нуклеиновые кислоты Белки
А16. Какую функцию в пищеварении человека выполняет печень?
Превращение глюкозы в гликоген Гидролиз белков до аминокислот Обезвреживание ядовитых веществ Образование желчи
А17. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии
Слизь Инсулин Желчь Соляная кислота
А18. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
Условный Безусловный Защитный Ориентировочный
А19. Превращение глюкозы в запасной углевод – гликоген наиболее интенсивно происходит в
Желудке и кишечнике Печени и мышцах Головном мозге Ворсинках кишечника
А20. При недостатке в организме витамина С человек заболевает
Цингой Рахитом Бери-бери Сахарным диабетом
А21. Сокращение стенок кишечника в организме человека осуществляется за счёт работы ткани
Соединительной Эпителиальной Гладкой мышечной Поперечнополосатой мышечной
А22. При недостатке витамина В1 у человека развивается заболевание
Цинга Куриная слепота Бери-бери Рахит
А23. Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию
Куриной слепоте Сахарным диабетом Цингой Рахитом
А24. В каком отделе мозга у человека находится центр пищеварения?
Переднем Среднем Продолговатом Промежуточном
А25. Белки пищи в пищеварительной системе человека расщепляются до
Простых углеводов Глицерина и жирных кислот Аминокислот Гликогена
А26. В пищеварительном канале расщепление молекул белков, жиров, углеводов происходит под воздействием
Фитонцидов Ферментов Витаминов Гормонов
А27. Витамины – это органические вещества, которые
Могут входить в состав ферментов Влияют на превращение глюкозы в гликоген Являются в организме источником энергии Уравновешивают процессы образования и отдачи тепла
В1. Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в организме человека витамина и его видом.
В2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь
В3. Установите соответствие между симптомами заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.
В4. Установите соответствие между признаками строения и функцией и органом пищеварения человека, для которого они характерны
В5. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека
В6. Много белков содержат продукты питания:
В7. Витамины – это органические вещества, которые
Необходимы организму в малых количествах Влияют на превращение глюкозы в гликоген Входят в состав ферментов Являются в организме источником энергии Уравновешивают процессы образования и отдачи тепла Поступают, как правило, в организм вместе с пищей
В8. Установите соответствие между характеристикой пищеварительной железы в организме человека и её видом
С1. Почему лечение человека может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
С2. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трёх функций.
С4. Каковы функции пищеварительной системы человека?
С5. Почему пищу надо тщательно пережёвывать?
С6. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.